В Україну прийшов американський онлайн-сервіс Uber

0
626

Uber – НЕ служба таксі, а додаток, який можна встановити на комп’ютер або смартфон.

©kievpravda.com. Далі мовою оригінала.

В Украину достался главный ценовой раздражитель таксистов многих городов мира – американский онлайн-сервис Uber, непосредственно связывает пассажиров и конкретных водителей, пишет КиевПравда со ссылкой на Новое Время. 25 февраля несколько десятков киевских таксистов-представителей профильного профсоюза провели под стенами столичной горгосадминистрации митинг: согнали сюда свои машины, привезли девушек, гудели, жгли покрышки и размахивали плакатами с лозунгами а-ля “Такси по цене жизни пассажиров”.

Акция широко освещала пресса, и только благодаря этому большинство киевлян и жителей других городов узнали, что в Украину приходит Uber – американская высокотехнологичная компания, работающая на рынке пассажироперевозок. Этот сервис, рожденный в Сан-Франциско всего шесть лет назад, теперь капитализацию $ 50 млрд и представлен в сотни городов по всему миру. Uber в онлайне непосредственно связывает пассажиров и водителей, а потому простой, доступный и дешевый. Поэтому везде, куда он приходил, цены на услуги лицензированных перевозчиков падали.

Например, в Москве и Берлине разница в стоимости обычного такси и машины от Uber составляет 30%. А в Лондоне таксисты, чтобы конкурировать с заокеанским сервисом, в сентябре прошлого года на треть снизили цены на некоторые поездки.

Неудивительно, что Uber почти везде ненавидят таксисты, устраивая акции, подобные киевской.

При этом киевляне сработали на опережение. Американский сервис в украинской столице еще даже не запущен: как рассказала НВ Евгения Шипова, менеджер по коммуникациям компании Uber, они только готовятся выйти на местный рынок. Условия работы, цены и дату старта Шипова пока не раскрывает. По данным портала ain.ua речь может идти о весне.

Эксперты уверены – смысла в возмущениях таксистов нет. В украинских условиях, когда большинство перевозчиков находятся в тени, Uber, официально платит налоги, не сможет демпинговать. Зато он сделает рынок прозрачным и поможет наполнять держбюджет.

Uber – не служба такси, а приложение, которое можно установить на компьютер или смартфон. Он работает на платформах Android и iOS, а также в Windows Mobile. Кроме этого, автомобиль можно вызвать через сайт Uber.com.

Главное назначение программы – связывать водителей, желающих заработать на перевозках, с потенциальными клиентами. Для первых она облегчает процесс продажи услуги, вторым значительно упрощает ее покупку и расширяет выбор.

Вызывая такси, клиент указывает в программе местоположения и указывает адрес, куда ему нужно попасть. Когда свободная машина обнаружена, на экране появляется информация о водителе и его автомобиль: фотография, имя, марка, модель и госномер. Через приложение можно связаться с шофером – ему позвонить или написать сообщение.

Похожим образом в Киеве уже работает отечественный сервис Uklon. Но в Uber есть особенности.

Во-первых, здесь все безналичные расчеты. Нужна сумма за поездку автоматически списывается с банковской карты – ее реквизиты клиент должен указать при регистрации в системе. Отчет о списании приходит на электронную почту.

Второе важное отличие – система баллов: клиент после поездки обязан оценить водителя.

“Если в сумме оценка падает ниже определенного уровня, Uber исключает водителя из системы”, – рассказывает Роман Хмель, директор департамента автотранспорта Мининфраструктуры.

В результате остаются только хорошие водители или те, кто пытается работать качественно.

Uklon преимущественно работает с диспетчерскими службами. Их новый конкурент действует иначе. По замыслу основателей сервиса стать таксистом хоть на час может любой собственник не очень старой легковой машины. Необязательно иметь лицензию – достаточно зарегистрироваться в системе, направить отсканированные копии документов и пройти фейс-контроль. Деньги за работу приходят автоматически на карту один раз в неделю.

Так что предоставлять услугу может любой человек с машиной и даже без лицензии, стоимость услуг перевозчиков через приход Uber, как правило, падает – сервис выступает в роли биржевого “медведя”, заставляя всех играть на понижение. Впрочем, это не означает, что компания не имеет при этом фискальной нагрузки – в ряде стран налоги она платит сама с суммы каждой поездки.

В госорганах прихода Uber совете и рассчитывают на скорое появление аналогичных компаний с мировым именем. Например, GetTaxi. По словам Хмиля, это публичные компании, которые работают исключительно в правовом поле, обеспечивая высокие налоговые поступления.

Для рядовых пользователей все не столь позитивно. По мнению Вячеслава Клапчука, директора по маркетингу компании Uklon, приход американского сервиса не обвалит цены местных перевозчиков. Мол, они и так слишком низкие – около 30 грн за км в Киеве. Ведь большая часть рынка нелегальная, его участники, как правило, не платят налоги и конкурируют друг с другом за счет демпинга.

По данным Василия Попик, председателя Профсоюза таксистов Украины, только в Киеве занимаются частным извозом 20 тыс. Человек. При этом официальную лицензию имеют лишь 10% из них.

Кроме того, Uber работает исключительно с новыми автомобилями: например, в России подключиться к сервису можно владельцу иномарки не старше 2012 выпуска. По словам Клапчука, в Украине, где в такси в основном работают ZAZ Lanos и Sens, владельцы высококлассных машин вряд ли согласятся возить пассажиров по низким тарифам.

“Скорее всего, Uber будет работать в несколько более высоком сегменте”, – считает он.

И говорит, что не видит опасности для Uklon, что работает в среднем ценовом сегменте. Мол, в украинском низкая покупательная способность, и немногие из них станут платить за более высокое качество.

Но Хмель уверен, что даже если цены с приходом Uber не упадут, рынок все равно почувствует позитив от появления этого сервиса. Ведь то привнесет новый стандарт качества, при котором потребителю не будут втелющуваты Lanos по цене Mercedes. Кроме этого, появление международного игрока подтолкнет рынок такси до легализации.

А еще, как считает Иван Марченко, один из соучредителей сервиса массовых курсов Prometheus, появление заокеанского конкурента заставит местных операторов работать эффективнее. И доказательство этому есть: Uber еще не стартовал, а сервис Uklon уже готовится запустить функцию безналичного расчета.

Comments

comments

БЕЗ КОМЕНТАРІВ

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ